Семинар "Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании"
Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании
«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» И.С. Якиманская
Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и его убеждения, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Принципы построения учебно-воспитательного процесса (по Е.Н. Степанову)
- самоактуализация;
- индивидуальность;
- субъективность;
- выбор;
- творчество и успех
- доверие и поддержка
- гуманизм
Если педагогическая деятельность тренеров-преподавателей в дополнительном образовании осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, эти принципы должны быть обозначены в образовательных программах тренеров-преподавателей.
Отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного
Личностно ориентированное занятие в отличие от традиционного в первую очередь изменяет:
- Тип взаимодействия "педагог - обучающийся". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, Ориентируется на анализ не столько результатов, сколько процесса деятельности обучающегося.
- Цель деятельности - создание условий для развития личности обучающегося.
- Роль и характер деятельности педагога и обучающегося Центральная фигура — обучающийся. Педагог - организатор учебной деятельности, в которой используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера. На занятии постоянный диалог педагога и обучающихся. Изменяется позиция обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, осознанно нацеленному на результат.
Подходы личностно-ориентированного обучения:
- разноуровневый;
- дифференцированный;
- индивидуальный;
- субъективно-личностный.
К занятию в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований:
- Определение цели и задач занятия:
Цель личностно ориентированного занятия по физической культуре и спорту - формирование личности обучающихся средствами физической культуры.
триединая задача занятия:
- формирование знаний по физической культуре;
- формирование двигательных умений и физической подготовленности;
- формирование социально значимых качеств личности ( настойчивости, трудолюбия, целеустремлённости, коллективизма, ценности здорового образа жизни)
2. Обсуждение с детьми плана занятия, путей и способов решения образовательных задач
3. Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребенка в тренировке, положительного эмоционального настроя в течение всего занятия.
4. Использование разнообразных форм занятий, сочетания коллективной и индивидуальной работы, организация самостоятельной работы обучающихся, сокращение однотипных заданий.
5. Создание ситуации, позволяющей ребенку проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа тренировочной деятельности, типов заданий и темпа их выполнения.
6. Постоянное выявление способностей и умений каждого ребёнка в учебной деятельности:
- Диагностика психофизического состояния воспитанников.
- Разработка индивидуальных программ физического совершенствования.
- Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности.
- Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности.
- Определение индивидуального объема нагрузки.
- Оценка эффективности деятельности и коррекция программы.
7. Новый подход к процедуре оценивания:
способ и форма оценки деятельности определяется вместе с детьми;
оценка деятельности учащегося осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; контроль направляется на выявление динамики приобретения знаний, умений и навыков
Организация работы со способными детьми в Центре "Аэлита". Деловая игра "Следствие ведут родители"
/text/rabota_so_sposobnymi_detmi.docx
презентация к тексту /prezent/sposobnyj_rebjonok.ppt
"Повышение качества дополнительного образования через развитие творческой активности учащихся и педагогов". Материалы педагогической конференции Центра.
/text/povyshenie_kachestva_obrazovanija_cherez_razvitie_.docx
"Личностно-ориентированный подход на занятиях хореографии в условиях дополнительного образования". Из опыта работы педагогов Центра "Аэлита", материалы НПК ГАОУ ДПО ИРОСТ.
/text/lichnostno-orientirovannyj_podkhod_na_zanjatijakh_.doc
Организация работы по безопасности дорожного движения в Центре "Аэлита". Материалы НПК по профилактике дорожно-транспортного травматизма ГАОУ ДПО ИРОСТ
/text/rabota_po_bezopasnosti_dorozhnogo_dvizhenija_v_cen.docx
Педагогический совет на начало учебного года. Раздаточный материал
/text/pedsovet_na_nachalo_uchebnogo_goda-razdatochnyj_ma.docx
Семинар "Духовно-нравственное развитие учащихся средствами дополнительного образования"
/text/dukhovno-nravstvennoe_razvitie_uchashhikhsja_sreds.doc