Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 18.04.2021, 14:05

Центр детского творчества "Аэлита"

города Кургана,

 тел. 44-41-36

Меню сайта
Департамент
Госуслуги
Министерство
описание к изображению
Департамент
Курган-сити
описание к изображению
Нет наркотикам
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обучение и темперамент

Обучение на основе темперамента обучающегося

     Дифференциация обучения — это реальный механизм сбережения здоровья и гуманитаризации, но он учитывает только уже сложившийся у ребенка уровень усвоения предмета, учебных способностей, склонность к какой-либо профессии. «Первичная» дифференциация — учет врожденных, психофизиологических особенностей — фактически не представлена ни в теории, ни в практике преподавания. Но именно из особенностей темперамента ученика целесообразно исходить в организации учебы.
        Концепцию дифференцированного обучения на основе типов темперамента разработал Н.Ф.Бунаков (1837-1904). Он предлагал использовать воспитательное влияние на детей сообразно с различием их индивидуальностей. Так, как это делается при уходе за растениями: всем им необходим полив и свет солнца, но одному нужен полив обильный, другому — умеренный, а третьему — совсем незначительный; одному полезно стоять на солнечной стороне, а другому — в тени. 
      Индивидуальные свойства коренятся в темпераменте человека, определяющем и его поведение, и его переживания. Впервые в педагогической литературе этот ученый описал типы темперамента и приемы индивидуального подхода к детям различных темпераментов с целью добиться от всех успешного обучения. Его научно обоснованная методика, к сожалению, не получила дальнейшего серьезного развития, но сегодня ее актуальность становится все очевидней. 
         Анализ позиций различных ученых подтверждает: темперамент— интегральный компонент индивидуальности. Он не только определяет динамику психической деятельности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи и пр.). Он влияет на развитие и проявление личностных свойств, на индивидуальный стиль деятельности, на достижение цели и, следовательно, на результат.

Какой темперамент у вашего ученика?

Флегматик медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков в сложных жизненных ситуациях. На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается, за исключением тех случаев, когда после шумных игр на перемене ему трудно сразу переключиться на учебную деятельность. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Такой ученик не способен «разбрасываться» — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики. Из-за особенностей своей нервной системы флегматик с трудом сходится с новыми людьми и с трудом отвлекается на внешние впечатления, но в отношениях всегда ровен, спокоен, в меру общителен, имеет устойчивое настроение. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор. Однако неприятности, неудачи, обиды не забываются, а как бы застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться дальше. Нужно какое-то время, чтобы волнующее событие забылось, и его негативное действие прекратилось. При всем эмоциональном безразличии он, тем не менее, тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. 
Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, ищущий, подвижный, но без резкости и порывистости. Очень энергичный и работоспособный, он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции. Сангвиник экстравертирован, и потому его больше впечатляют образы настоящего, чем прошлого и будущего. Ему свойственна доброта, готовность прийти на помощь, что проявляется в общении со сверстниками. Очень склонен к коллективизму, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Сангвиник чаще других испытывает положительные эмоции. 
Холерик — вспыльчивый, горячий, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя. Он с жадностью берется за дело, которому и от¬дается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими. В общении с людьми резко проявляет свое «Я», часто берет на себя роль распорядителя, устанавливает свои порядки, разбирает ссоры и споры, но нередко допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, способствуя тем самым конфликтным ситуациям в коллективе. Положительные стороны холерического темперамента — энергичность, активность, страстность, инициативность, а отрицательные — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам. 
Меланхолик — это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с небольшим запасом силу него, с повышенной утомляемостью. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказывают на него психическое давление. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху для него значительно усложняется. Такой ребенок легкоуязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке. В общении отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняет другим. Эмоциональные состояния у него возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью.

 

   Как организовать занятие с учетом темпераментов обучающихся?
      Флегматика могут побудить к деятельности только значимые для него сигналы. Он или игнорирует множество происходящих вокруг него событий, или медлительно реагирует на них, поскольку для его нервной системы характерна инертность. Важно поэтому создать на занятие условия, переключающие внимание такого ученика на предстоящую деятельность. Мотивирующим моментом может выступать использование изучаемых фактов в будущем. Медлительность особенно мешает ему там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить и быстро сделать. В подобных случаях флегматик часто проявляет беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго — основательно и прочно. 
     Флегматик склонен к порядку и любит то, что ему привычно. В делах проявляет основательность, продуманность, упорство. Начатое, как правило, доводит до конца, точно рассчитывает свои силы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Наибольших успехов достигает там, где требуется усидчивость, равномерное напряжение сил, устойчивое внимание и большое терпение, где работа нетороплива и не связана с переключением с одного вида деятельности на другой. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительны и период времени. 
      Очень важно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание и подготовку. Флегматикам обязательно нужно проработать новый материал дома, поскольку долговременная память у них развита лучше, чем кратковременная, оперативная. При этом желательно, чтобы наряду с практической (например, вычислительной) частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала.
     Сангвинику, наделенному безграничной любознательностью, важна сама возможность использовать изучаемые факты в жизни, в практической деятельности.  Ученики-сангвиники легко отвлекаются, но их можно привлечь в этот момент к исправлению ошибок в ответах товарищей. Это активизирует их внимание. 
    У холерика доминируют социальные мотивы и остро выражена потребность в самореализации. Поэтому у него на первом месте общественная значимость получаемых знаний, их престижность и полезность для коллектива. Холерики (как и сангвиники) обладают быстрой реакцией и достаточно быстро усваивают новое. Высокая скорость перебора вариантов решения у тех и других положительно сказывается и в работе на сообразительность. Холерики очень активны. Им проще сохранять внимательность. Они, если и отвлекаются, то для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую невыносимо скучной.
     Итак, если на занятие созданы условия, соответствующие типу темперамента обучающегося, то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться на учебную деятельность; холерику помогают преодолеть возбудимость, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; флегматику — переключить внимание на предстоящую деятель
ность и сосредоточиться на изучении темы; а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в своих силах.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Мы Вконтакте
описание к изображению
Канал YouTube
описание к изображению
Мы в instagram
описание к изображению
Именной сертификат
описание к изображению
ВФСК ГТО
Дом молодёжи
Проспект45
busgov
Безопасное лето
описание к изображению
45ПРОФОР
описание к изображению
Защита
Антикоррупция

Copyright MyCorp © 2021
Конструктор сайтов - uCoz